Законный способ, который поможет вам забрать у государства часть своих денег

«В частной клинике меня спросили, делать справку для получения вычета или нет. Сказали, что государство вернет часть денег за лечение. Согласился. Взял чек, договор, съездил в налоговую. В итоге сэкономил почти ₽ 4 000, потраченных на лечение зубов», — такую историю нам рассказал наш читатель Алексей. Мы заинтересовались его примером и решили разобраться в том, что такое налоговый вычет и как его получить в России.

Налоговый вычет — это сумма, на которую уменьшается ваш налогооблагаемый доход. Например, вы заработали за год ₽ 300 000 и заплатили 13 % НДФЛ. Часть этого НДФЛ вернет государство, если вы учились, лечились или проводили операции с жильем. Законом предусмотрено много вычетов со сложной системой начисления, и Adme-ru расскажет о самых популярных.

Как вернуть деньги за свое лечение, лечение родителей или супруга

Договор Алексея со стоматологической клиникой и квитанции об оплате услуг. На основании этих расходов он получил налоговый вычет.

Кому подходит? Чтобы иметь право на вычет, нужно работать по договору и платить 13 % НДФЛ. Тогда государство вернет часть денег.

Получить вычет можно не только за себя, но и за лечение близких родственников, если вы его оплатили. К близким родственникам относятся родители, супруги, дети. Деньги можно вернуть как за лечение, так и за оплату медицинской страховки.

Сколько вернут? Можно вернуть деньги за обычное лечение и за дорогостоящее. Под обычным закон понимает, например, лечение зубов. Деньги за обычное лечение возвращают в пределах лимита — ₽ 120 000.

Дорогостоящее лечение — это, например, имплантация зубных протезов. Полный список того, что относят к дорогостоящему лечению, можно посмотреть здесь. Если лекарства или медицинской услуги нет в списке, то, к сожалению, деньги вернут в пределах лимита.

Посчитать размер вычета можно с помощью готового калькулятора. Подойдет для самых простых вычетов, а особенности каждой ситуации лучше уточнить в налоговой.

Алексей заплатил клинике за лечение зубов ₽ 29 000. Из этой суммы ему вернули ₽ 3 770. Для этого понадобилось: взять справку с места работы; сохранить чеки, справку и договор об оказании услуг из клиники; написать заявление в налоговую.

Деньги вернули на карту в течение 2 месяцев.

Что надо сделать?

  1. Взять в клинике специальную справку. В ней указываются расходы и код услуги: 1 — обычное лечение, 2 — дорогостоящее. Лучше еще перед началом лечения уточнить, есть ли у клиники лицензия и выдают ли они нужные документы.
  2. Сохранить договор на оказание медицинских услуг и чеки. Оказывать услуги могут родственнику, но платежка должна быть на имя того, кто планирует получить вычет.
  3. Взять на работе справку 2-НДФЛ — эта бумага подтвердит, что вы платите налоги.
  4. Написать в налоговой заявление, приложив все бумаги. Это можно сделать и из дома — в личном кабинете на сайте налоговой. Возможно, быстрее будет съездить лично.

Как вернуть деньги за садик, школу, курсы английского, автошколу и вуз

Для получения налогового вычета необходима лицензия компании.

Кому подходит? Тем, кто платит НДФЛ на территории России. Они могут вернуть часть денег за свое обучение на курсах, в университете или автошколе. Подходит и тем, кто платит за учебу ребенка, брата или сестры.

Можно вернуть и часть денег, которые вы заплатили репетитору или за курсы английского по скайпу. Если это языковая школа, у нее должна быть лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Если репетитор дает уроки по скайпу лично, у него должно быть ИП, а в документах написано, что он занимается образовательной деятельностью.

Проверить автошколу можно на сайте ГИБДД.

Сколько вернут? Лимит для социального вычета на обучение — ₽ 120 000 в год. Исключение — дети до 18 лет, вычет на их обучение составляет ₽ 50 000.

Для расчета представим, что заявитель зарабатывает ₽ 50 000 в месяц, или ₽ 600 000 в год. Он платит ₽ 78 000 НДФЛ.

1. За ребенка. Потратил ₽ 40 000 на обучение. Вернут ₽ 5 200 — 13 % от той суммы, которую потратил.

2. За брата или сестру. Потратил на обучение сестры в автошколе ₽ 10 000. Вернут ₽ 1 300.

3. За собственное обучение. Потратил ₽ 70 000 на курсы. Вернут ₽ 9 100 — 13 % от его расходов на собственное обучение.

Всего заявитель из нашего примера вернул ₽ 15 600. Эти деньги компенсируют расходы на автошколу, что уже приятно.

Что надо сделать? Нужны документы:

1. Договор, заключенный с образовательной организацией, копия ее лицензии.

2. Квитанции об оплате услуг, выписанные на имя того, кто планирует заявить вычет.

3. Копия паспорта, копия свидетельства о рождении ребенка или другой документ, подтверждающий родственные отношения.

4. Справка 2-НДФЛ с места работы.

Вначале нужно заявить право на вычет: написать заявление в налоговую и показать документы.

Деньги можно получить или напрямую через налоговую, или у себя на работе. Второй вариант быстрее: в налоговой вы подтверждаете право на вычет, но не ждете окончания года, а просто прекращаете платить часть налогов, пока государство не вернет нужную сумму.

Как получить вычет на ребенка

Кому подходит? Всем, кто платит НДФЛ со своего дохода.

Сколько вернут? Доход, с которого нужно будет заплатить налог, уменьшится на сумму налогового вычета:

Есть ограничения и по возрасту: вычет можно получить, пока ребенку не исполнилось 18 лет. Если ребенок — студент или инвалид I, II группы, вычет можно получать, пока ему не исполнится 24 года.

Право на вычет есть у каждого родителя, опекуна, усыновителя. Если родитель один, он может получить двойной вычет. Льготы суммируются: если ребенок первый в семье и у него инвалидность, размер вычета будет ₽ 1 400 + ₽ 12 000 = ₽ 13 400.

Налоговый вычет можно использовать, пока доход в текущем году не превысил ₽ 350 000.

Что надо сделать? Написать заявление работодателю и приложить документы, которые подтверждают право на вычет:

Опекунам или усыновителям нужно будет показать документы, которые подтверждают их статус. То же касается ситуаций, когда родитель один.

Получить вычет за лечение, учебу или на детей можно за 3 года, при условии что заявитель платил налоги. За прошедшие годы нужно будет подавать декларацию 3-НДФЛ. Сделать это можно в личном кабинете на сайте налоговой.

Как вернуть деньги при продаже, покупке и строительстве жилья

Кому подходит? Тем, кто купил или продал имущество на территории РФ: землю под строительство, дом, квартиру. Можно вернуть и часть денег, уплаченных как проценты за ипотеку.

Имущественный вычет не дадут тем, кто:

Сколько вернут? Есть вычеты на продажу имущества и вычеты на его покупку. Для каждого свой лимит:

В браке каждый из супругов может использовать свое право на вычет. А значит, вернуть ₽ 520 000 (₽ 260 000×2), если квартира обошлась в ₽ 4 млн или больше. Купили дешевле — вернут меньше.

Но если пара официально брак не заключала, право на вычет есть только у одного из них — собственника.

Что надо сделать? Вернуть деньги можно напрямую в налоговой или через работодателя.

Полный список документов для разных ситуаций можно посмотреть на сайте налоговой.

Имущественный вычет — это всегда довольно крупная сумма денег и много юридических тонкостей. Поэтому перед покупкой, продажей или строительством жилья лучше проконсультироваться в налоговой по месту жительства, а заполнение декларации доверить бухгалтеру. Это защитит от неожиданностей.

Если вы когда-нибудь получали налоговый вычет, расскажите, что важно учесть, чтобы сохранить свои деньги.

Наша группа в контакте. Подписывайтесь.